Сегодня русская православная церковь отмечает день памяти святого чудотворца, преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых русской церкви. Он известен как «скорый помощник», то есть святой, который явно и скоро отвечает на наши молитвы. В интернете можно найти множество историй о чудесной помощи батюшки Серафима. Историй, которые произошли не когда-то при его жизни, а прямо в наши дни.
Всем, кто к нему обращается с искренней молитвой или с вопросом, просьбой о вразумлении, он отвечает. Конечно, не в виде слов, а в виде меняющихся обстоятельств жизни, которые приносят и утешение, и исцеление, и смену нашего отношения к ситуации. Причем иногда изменения эти совсем не соответствуют тому, как мы их себе представляли. Но всегда оказываются в конечном счете еще лучше для нас. Батюшка Серафим словно ведет с нами тихий вразумляющий диалог, не лишенный юмора и ласкового отеческого поучения.
Батюшке Серафиму молятся:
- Об исцелении от тяжких недугов, поскольку еще при жизни по его молитвам излечивались самые безнадежные больные.
- О духовном исцелении от всяческих страстей и об обретении умиротворения.
- О прекращении злых нападок и искушений.
- О выборе правильного пути в жизни.
- Об успехе в торговых делах и в бизнесе.
- О создании прочных семейных союзов.
- О мире и согласии в семье, об обретении гармонии и благополучия
- О душевной стойкости и об обретении равновесия между внутренним миром и обстоятельствами жизни..
Как относиться к историям о чудесах, описанных в предании
Прохор Мошнин – так звали будущего монаха и чудотворца Серафима Саровского – родился 1 августа 1754 года в городе Курске, в купеческой семье. Он рано потерял отца, оставшись на руках матери, которая воспитывала еще двоих детей: Алексея и Параскеву. На попечение молодой женщины осталось управление немалым состоянием покойного мужа и его делами, в том числе строительство нового храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
Тут, на стройке, произошло первое из чудес, которыми была, по преданиям, полна жизнь Серафима Саровского. Поднявшись вместе с матерью на будущую колокольню, он перегнулся через низкое ограждение – и грянулся оземь. Но когда уже не надеявшаяся на чудо мать сбежала к нему, семилетний мальчик оказался цел и невредим. Через несколько лет с ним произошло еще одно чудо – исцеление от тяжкой болезни по слову явившейся ему в видении Богородицы.
Однако современная церковь призывает не увлекаться чудесами. Вот что сказал об этом корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов. «Да, жизнь святого человека особая, и она вызывает желание объяснить его особые качества за счет чудес. Хотя многие из описанных чудес имеют основания в реальной жизни, вряд ли они выглядели именно так, как это вошло в житийную литературу. Что касается падения с колокольни, известны исследования современных авторов, основанные на документах. Там зафиксировано, что мальчиком Серафим был на стройке храма и действительно упал, но там нигде не фигурирует колокольня. И насколько я понимаю, сейчас даже в текст на том памятном камне, который стоит на этом месте, внесена некоторая корректировка», – рассказывает теолог.
Поэтому, хотя при слове «колокольня» мы представляем себе какую-то невероятную высоту, нужно понимать, что какой-то исторический факт был, и то, что он остался не просто жив, но и цел и здоров – это событие удивительное, но не сказочного порядка. Да и любое чудо – все-таки прежде всего свидетельство, а не какой-то фокус.
Почему Серафим Саровский оказался так почитаем верующими
Действительно, важнее всех чудес — тот духовный подвиг, которым стала его жизнь. Ушедший семнадцатилетним юношей в монахи в Саровскую пустынь, получивший в монашестве имя Серафим, он прославился как великий подвижник, совершавший суровые подвиги. Среди них – и трехлетний обет молчания, и подвиг столпничества, когда Серафим Саровский тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился, стоя на коленях на голом камне, и исцеление монаха после нападения на него разбойников.
А самым большим подвигом, пожалуй, можно считать то, что наделенный свыше даром прозорливости и чудотворения, монах стал духовным наставником для тысяч людей, приходивших к нему за утешением и советом. Каждого приходившего к нему он встречал словами «Радость моя! Христос воскресе!».
«При его жизни к Серафиму Саровскому приходили очень многие люди, – рассказывает Кирилл Мозгов. – Это было постоянное паломничество, что, надо сказать, не всегда радовало других монахов его монастыря. Но он всегда был открыт людям, всегда готов был и выслушать человека, и поделиться своим опытом. Он утешал людей, не просто успокаивая их, но давая ответы на их внутренние вопросы. Это было чрезвычайно востребовано и в XIX веке, и сейчас, когда многие ищут духовной жизни, но самостоятельно часто не могут найти духовного пути».
Даже смерть Серафима Саровского стала чудом: его нашли бездыханным на коленях перед образом Богородицы в монашеской келье, вещи и книги в которой уже были тронуты пламенем. Тогда пришедшим вспомнились слова старца, который провидел: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».
Мощи святого Серафима хранятся в Нижегородской области, в Дивеевском женском монастыре. Эта обитель в последний период земной жизни преподобного стала его любимом детищем, он очень заботился о ней. В наши дни не оскудевает поток людей, стремящихся туда, чтобы поклониться нетленным останкам святого подвижника. И еще большее число православных молится Серафиму Саровскому, просит его о помощи или о вразумлении.
Когда зовет небоКак восстанавливают уникальные храмы Русского Севера
«Надо сказать, что при жизни он давал приходящим к нему людям очень определенные советы, – говорит Кирилл Мозгов. – Как известно, батюшка Серафим регулярно перечитывал Священное Писание, особенно Новый Завет, цитировал его наизусть и наставлял всех его перечитывать. Он говорил о том, что Священное Писание – это первоисточник, с которым прежде всего надо сверять свою жизнь».
Вот фрагмент из воспоминаний князя Николая Голицына о встрече с Серафимом Саровским: «Старец благословил меня и спросил, кто я таков. Я не назвал своей фамилии, сказавшись просто проезжающим человеком. Тогда он обнял меня и поцеловал, говоря: «Христос воскрес!» – и потом спросил, читаю ли я Евангелие, и на утвердительный мой ответ сказал: «Читай почаще следующие слова в сей божественной книге: «Приидите ко мне все труждающиеся и обременении».
«В то время не было принято читать Писание самостоятельно, скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Поэтому советы преподобного Серафима, глубоко укорененные в христианской традиции, современникам могли показаться достаточно революционными», – говорит Кирилл Мозгов.
За эти духовные принципы, согласно документальным свидетельствам, ему пришлось претерпеть много притеснений и гонений. Часто даже монахи в его монастыре не разделяли его взглядов. Это то, что несколько отходит на второй план, когда вспоминают уже канонизированного святого человека. Но, тем не менее, жизнь его была достаточно сложной, и ему было непросто отстаивать то откровение, которое он получил от Бога и смог в своей жизни воплотить.
Вот одно из сохранившихся наставлений преподобного Серафима: «Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Новаго завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».
Самое же главное – что он помогал людям найти ответ на ту духовную жажду, которая часто может быть у человека в какой-то неопределенной форме, когда он ищет чего-то, но этот поиск не обретает какой-то конкретной формы, воплощения, выражения в жизни. А преподобный Серафим всегда старался давать возможность людям эту свою духовную жажду в жизни воплотить и выразить.