О чем молятся святому Серафиму Саровскому

Сегодня русская православная церковь отмечает день памяти святого чудотворца, преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых русской церкви. Он известен как «скорый помощник», то есть святой, который явно и скоро отвечает на наши молитвы. В интернете можно найти множество историй о чудесной помощи батюшки Серафима. Историй, которые произошли не когда-то при его жизни, а прямо в наши дни.

Всем, кто к нему обращается с искренней молитвой или с вопросом, просьбой о вразумлении, он отвечает. Конечно, не в виде слов, а в виде меняющихся обстоятельств жизни, которые приносят и утешение, и исцеление, и смену нашего отношения к ситуации. Причем иногда изменения эти совсем не соответствуют тому, как мы их себе представляли. Но всегда оказываются в конечном счете еще лучше для нас. Батюшка Серафим словно ведет с нами тихий вразумляющий диалог, не лишенный юмора и ласкового отеческого поучения.

Батюшке Серафиму молятся:

  • Об исцелении от тяжких недугов, поскольку еще при жизни по его молитвам излечивались самые безнадежные больные.
  • О духовном исцелении от всяческих страстей и об обретении умиротворения.
  • О прекращении злых нападок и искушений.
  • О выборе правильного пути в жизни.
  • Об успехе в торговых делах и в бизнесе. 
  • О создании прочных семейных союзов.
  • О мире и согласии в семье, об обретении гармонии и благополучия
  • О душевной стойкости и об обретении равновесия между внутренним миром и обстоятельствами жизни..

Как относиться к историям о чудесах, описанных в предании

Прохор Мошнин – так звали будущего монаха и чудотворца Серафима Саровского – родился 1 августа 1754 года в городе Курске, в купеческой семье. Он рано потерял отца, оставшись на руках матери, которая воспитывала еще двоих детей: Алексея и Параскеву. На попечение молодой женщины осталось управление немалым состоянием покойного мужа и его делами, в том числе строительство нового храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Тут, на стройке, произошло первое из чудес, которыми была, по преданиям, полна жизнь Серафима Саровского. Поднявшись вместе с матерью на будущую колокольню, он перегнулся через низкое ограждение – и грянулся оземь. Но когда уже не надеявшаяся на чудо мать сбежала к нему, семилетний мальчик оказался цел и невредим. Через несколько лет с ним произошло еще одно чудо – исцеление от тяжкой болезни по слову явившейся ему в видении Богородицы.

Однако современная церковь призывает не увлекаться чудесами.  Вот что сказал об этом корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов. «Да, жизнь святого человека особая, и она вызывает желание объяснить его особые качества за счет чудес. Хотя многие из описанных чудес имеют основания в реальной жизни, вряд ли они выглядели именно так, как это вошло в житийную литературу. Что касается падения с колокольни, известны исследования современных авторов, основанные на документах. Там  зафиксировано, что мальчиком Серафим был на стройке храма и действительно упал, но там нигде не фигурирует колокольня. И насколько я понимаю, сейчас даже в текст на том памятном камне, который стоит на этом месте, внесена некоторая корректировка», – рассказывает теолог.

Поэтому, хотя при слове «колокольня» мы представляем себе какую-то невероятную высоту, нужно понимать, что какой-то исторический факт был, и то, что он остался не просто жив, но и цел и здоров – это событие удивительное, но не сказочного порядка. Да и любое чудо – все-таки прежде всего свидетельство, а не какой-то фокус.

Почему Серафим Саровский оказался так почитаем верующими

Действительно, важнее всех чудес — тот духовный подвиг, которым стала его жизнь. Ушедший семнадцатилетним юношей в монахи в Саровскую пустынь, получивший в монашестве имя Серафим, он прославился как великий подвижник, совершавший суровые подвиги. Среди них – и трехлетний обет молчания, и подвиг столпничества, когда Серафим Саровский тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился, стоя на коленях на голом камне, и исцеление монаха после нападения на него разбойников. 

А самым большим подвигом, пожалуй, можно считать то, что наделенный свыше даром прозорливости и чудотворения, монах стал духовным наставником для тысяч людей, приходивших к нему за утешением и советом. Каждого приходившего к нему он встречал словами «Радость моя! Христос воскресе!».

«При его жизни к Серафиму Саровскому приходили очень многие люди, – рассказывает Кирилл Мозгов. – Это было постоянное паломничество, что, надо сказать, не всегда радовало других монахов его монастыря. Но он всегда был открыт людям, всегда готов был и выслушать человека, и поделиться своим опытом. Он утешал людей, не просто успокаивая их, но давая ответы на их внутренние вопросы. Это было чрезвычайно востребовано и в XIX веке, и сейчас, когда многие ищут духовной жизни, но самостоятельно часто не могут найти духовного пути».

Даже смерть Серафима Саровского стала чудом: его нашли бездыханным на коленях перед образом Богородицы в монашеской келье, вещи и книги в которой уже были тронуты пламенем. Тогда пришедшим вспомнились слова старца, который провидел: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Мощи святого Серафима  хранятся в Нижегородской области, в Дивеевском женском монастыре. Эта обитель в последний период земной жизни преподобного стала его любимом детищем, он очень заботился о ней. В наши дни не  оскудевает поток людей, стремящихся туда, чтобы поклониться нетленным останкам святого подвижника. И еще большее число православных молится Серафиму Саровскому, просит его о помощи или о вразумлении.

Когда зовет небоО чем молятся святому Серафиму СаровскомуКак восстанавливают уникальные храмы Русского Севера

«Надо сказать, что при жизни он давал приходящим к нему людям очень определенные советы, – говорит Кирилл Мозгов. – Как известно, батюшка Серафим регулярно перечитывал Священное Писание, особенно Новый Завет, цитировал его наизусть и наставлял всех его перечитывать. Он говорил о том, что Священное Писание – это первоисточник, с которым прежде всего надо сверять свою жизнь».
 
Вот фрагмент из воспоминаний князя Николая Голицына о встрече с Серафимом Саровским: «Старец благословил меня и спросил, кто я таков. Я не назвал своей фамилии, сказавшись просто проезжающим человеком. Тогда он обнял меня и поцеловал, говоря: «Христос воскрес!» – и потом спросил, читаю ли я Евангелие, и на утвердительный мой ответ сказал: «Читай почаще следующие слова в сей божественной книге: «Приидите ко мне все труждающиеся и обременении».

«В то время не было принято читать Писание самостоятельно, скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Поэтому советы преподобного Серафима, глубоко укорененные в христианской традиции, современникам могли показаться достаточно революционными», – говорит Кирилл Мозгов. 

За эти духовные принципы, согласно документальным свидетельствам, ему пришлось претерпеть много притеснений и гонений. Часто даже монахи в его монастыре не разделяли его взглядов. Это то, что несколько отходит на второй план, когда вспоминают уже канонизированного святого человека. Но, тем не менее, жизнь его была достаточно сложной, и ему было непросто отстаивать то откровение, которое он получил от Бога и смог в своей жизни воплотить.

Вот одно из сохранившихся наставлений преподобного Серафима: «Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Новаго завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».

Самое же главное – что он помогал людям найти ответ на ту духовную жажду, которая часто может быть у человека в какой-то неопределенной форме, когда он ищет чего-то, но этот поиск не обретает какой-то конкретной формы, воплощения, выражения в жизни. А преподобный Серафим всегда старался давать возможность людям эту свою духовную жажду в жизни воплотить и выразить.