Методика Домана

Чудесные карточки

Как адаптировать методику Глена Домана к российской действительности

В середине шестидесятых годов прошлого века американский врач и педагог — провозгласил, что свершилась бескровная и мягкая революция в педагогике. Ну, а вождём этой революции был конечно же он сам, Глен Доман, человек, имя которого сегодня слышал любой заботливый родитель, интересующийся проблемами раннего развития.

Согласно методике Домана, мозг новорождённого ребёнка запрограммирован для обучения. Но растёт и развивается он лишь тогда, когда напряжённо работает. Если не заниматься с малышом, начнется процесс разрушения невостребованных мозговых клеток, нейронов. Обучение имеет эффективность, когда идёт рост мозга, то есть до 7-8 лет.

Поэтому годовалого обучить проще, чем шестилетнего, а шестимесячного — легче, чем годовалого. Вывод, начинать обучение по методике Домана необходимо сразу после рождения малыша, чтобы не упустить драгоценное время.

Волшебные рефлексы

Но чему и как можно обучать крошечного, беспомощного младенца?

Оказывается, беспомощным ребёнка делает наша кроватно — пелёночная цивилизация, в то время как природа снабдила дитя целым арсеналом средств, помогающих активно познавать мир, — рефлексов.

В ответ на раздражение нервных рецепторов кожи возникают двигательные реакции. Это возбуждение передается в кору головного мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых клеток, нейронов, и связей между ними.

Чем больше таких связей, тем лучше развивается интеллект. И родители могут стимулировать врожденные рефлексы, прежде всего — ползательный.

Ребёнок способен ползать с первого часа своей жизни. Достаточно положить его на твердую поверхность на живот, подставить опору под ножки, и младенец поползёт.

Важное условие: малыш должен быть голеньким или в одёжке, которая оставляет открытыми ручки до локтя и ножки до колен: рефлекс срабатывает, лишь когда рефлекторные зоны контактируют с любой твёрдой поверхностью. Чем раньше кроха начинает ползать и чем больше времени он проводит за этим занятием, тем быстрее идёт формирование мозга и тем выше будет и его двигательный интеллект.

Следующий элемент программы двигательного развития называется мудрёно: развитие мануальных навыков и брахиация. На самом деле речь идёт о закреплении у малыша другого врождённого рефлекса — хватательного.

Если дать новорождённому палец, он уцепится за него так крепко, что сможет провисеть несколько минут в воздухе. Попробуйте с рождения учить кроху подтягиваться, держась за пальцы взрослого, а потом — за деревянный штырь.

Сначала тренировка будет продолжаться пару секунд, но постепенно она будет всё удлиняться, а к году можно начинать заниматься на горизонтальной лесенке — рукоходе. Собственно, и висы на руках, и упражнения третьей группы — «программы развития равновесия» — входят в известный комплекс динамической гимнастики для младенцев.

Но не будем забывать, что Доман начал разрабатывать свою программу в конце 50-х, когда никому и в голову не приходило держать младенцев голенькими и разрешать свободно перемещаться по полу.

Три кита

Помимо физического развития вы можете преподносить своему малышу шикарный букет знаний, состоящий из чтения, математики и энциклопедических сведений. Все они базируются на одной специфической черте детской психики.

У малышей более активно правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие. Кроха схватывает и запоминает всё, что видит и слышит, не анализируя и не систематизируя. При этом детский мозг обладает безграничными возможностями и способен запомнить и освоить столько информации, сколько вы ему предоставите.

Важный элемент программы развития — это чтение, и начинать учить ребёнка читать автор советует с рождения. Слушая речь взрослых, каждый здоровый ебёнок к году — двум начинает говорить, значит, он с той же лёгкостью мог бы усваивать в младенчестве и письменную речь. Но подобно тому, как ребёнок учится говорить, не имея понятия о структуре языка, и читать его нужно обучать не по буквам по чудесным карточкам, а сразу целыми словами.

На чудесных карточках размером 10×50 см вы пишете крупными красными буквами слова. Затем показываете эти чудесные карточки своему малышу сериями по 5 штук, демонстрируя каждое слово не более секунды. Одно занятие не должно занимать больше 3 минут. В день таких «уроков» — не меньше пяти.

Через пару дней старые слова заменяете новыми, чтобы занятие не прискучило. Ведь ребёнку достаточно взглянуть на слово всего несколько раз, чтобы запомнить его навсегда. Постепенно вводите серии слов, обозначающие части тела, предметы домашнего обихода, названия продуктов, животных, предметов одежды и обуви. Когда малыш освоит слова из нескольких групп, переходите к словосочетаниям, а затем и к предложениям.

Комментарий. Многие мамы, писавшие чудесные карточки и занимавшиеся с малышом, полагают, что для обучения чтению русских детей методика Домана не так уж хороша, ведь в русском языке, в отличие от английского, изменяются окончания слов, и, чтобы ребёнок смог читать, пришлось бы писать каждое слово во всех возможных формах.

Поэтому, если вам нравятся чудесные карточки методики Домана, со временем воспользуйтесь элементами другой методики, опирающейся на обучение чтению по буквам или слогам (например, методика Зайцева).

Посчитаем?

Не менее важно учить ребёнка считать. Причём малыш при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками, как это делает большинство современных взрослых людей (когда нам говорят, к примеру, двадцать четыре, представляем себе число 24, записанное цифрами, а не реальное количество).

Итак, вам нужно показывать малышу чудесные карточки, на которых хаотично нарисованы красные точки, от одной до ста. Карточки надо показывать сериями по 5 штук три раза в день, обновляя комплект.

Дети скоро начинают мгновенно узнавать, сколько кружков изображено на чудесной карточке, а затем и выполнять в уме арифметические действия с большими числами и даже решать задачи с помощью все тех же чудесных карточек с точками. И лишь когда малыш начнет абсолютно свободно ориентироваться в счёте в пределах 100, можно познакомить его с цифрами и числами.

Комментарий. Методика Домана могла бы быть очень эффективной, если бы не оказалась столь трудоёмкой. И всё же стоит прислушаться к этому актуальному совету: не знакомьте ребёнка со знаками (цифрами) до тех пор, пока он не поймёт, что они означают (количество).
Больше фактов!

Самый сложный аспект методики Домана — энциклопедические знания. Сравнивая мозг ребёнка с компьютером, автор предлагает предоставить малышу как можно больше фактов об окружающем его мире, так называемых «битов знаний».

Пользуясь своей собственной базой знаний, ребёнок учится сопоставлять факты и самостоятельно делать выводы о взаимосвязи между ними.

Занятия строятся по тому же принципу: на картонных чудесных карточках размером 28×28 см вы рисуете или приклеиваете изображения растений, животных, географических объектов, частей тела, портреты выдающихся деятелей и т.д.

Чудесные карточки объединены в серии по областям знаний. На оборотной стороне каждой пишется 10 коротких и интересных фактов об объекте, от очень простых до довольно сложных. Карточки объединены в тематические серии по 10 штук. Как и чудесные карточки со словами и точками, эти лучше показывать малышу сериями, сообщая при этом один из десяти фактов, написанных на обороте.

Так постепенно кроха узнаёт всё больше фактов и начинает самостоятельно обобщать их и делать выводы.

Комментарий. Мы сообщаем ребёнку огромное количество интереснейших сведений, но это не сделает его более умным или образованным. Мало знать разные факты. Надо уметь эти факты анализировать и правильно в необходимый момент фактами воспользоваться. А для этого нееобходимы опыт и интеллектуальная зрелость.

Всётаки, наверное, было бы полезнее просто знакомить ребёнка с такими фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается в сказках, песнях, играх, отложив до поры до времени знакомство с геометрией или Уральскими горами.

Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, но одной — две секунды каждую: мозг крохи работает не совсем так, как у взрослого, ребёнок словно «фотографирует» картинку, а затем в тишине переосмыслит полученную информацию.

Очевидно, для детей первого года жизни это справедливо. Но полутора — двухгодовалый малыш сам даст вам понять, если методика его уже не устраивает: начнёт отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы.

И это замечательно, значит, ваш кроха по — настоящему заинтересовался тем, о чём вы ему рассказываете, и хочет подробно разобраться в предмете. А значит, пора искать другие варианты занятий.

Конечно, как и любая методика, методика Домана подходит не всем детям и уж тем более не всем родителям. И всё же вам есть что позаимствовать. В первую очередь искреннее восхищение автора безграничными способностями ребёнка и то огромное уважение, с которым он говорит о своих маленьких учениках.

Слагаемые успеха

Вот самые основные принципы обучения по методике Домана:

  1. Мозг ребёнка растёт и развивается лишь тогда, когда он работает.
  2. Чем раньше вы начнёте учить малыша, тем больше преуспеете.
  3. Малыш запоминает информацию мгновенно, поэтому, если вы будете учить его слишком медленно, он заскучает и откажется заниматься.
  4. Никогда не проверяйте ребёнка.
  5. Заканчивайте занятия раньше, чем они прискучат малышу.
  6. Не стесняйтесь выражать своё восхищение успехами вашего ребёнка и делайте это как можно чаще.