Зачем лайкают яйцо? Все о флешмобах в Сети

Обычная стоковая фотография яйца. Без запрятанных шуток, скрытых смыслов и глубоких мыслей. Даже с мемами оно никак не связано. На пустом и безликом аккаунте в Instagram эта фотография яйца набрала вот уже почти 45 млн лайков. Это рекорд, причем с запасом: у ближайшего преследователя Кайли Дженнер лишь 18 млн.

Чтобы обрести такую популярность, владелец аккаунта не сделал ровным счетом ничего, не вложил в раскрутку ни единого цента. Он просто попросил поставить лайк на фотографию. И внезапно получилось. Почему пользователей интернета так легко заставить поучаствовать в подобных флешмобах? «МИР 24» разобрался в «феномене яйца».

«Это не просто флешмоб, это акция социального протеста против индустрии лайков. Общество просто устало от всего этого и показало в данном случае, что блогеры, которые накручивают лайки, подписчиков, на самом деле не настолько популярны, как им кажется. Конечно, речь не обо всех блогерах. Я вижу в этом не какую-то глупость, а четкий протест против блогеров и общественных деятелей, которые увлеклись своей рекламой. Им показывают, что нужно умерить свой пыл, потому что раскрутить сегодня можно всех и все. И, кстати, вообще любой, даже самый бессмысленный флешмоб – это всегда общественный протест против реальности, которая раздражает людей», – отметил в интервью «МИР 24» клинический психолог, эксперт по психологии здоровья Михаил Хорс.

Идея подобных флешмобов в социальных сетях, конечно, не нова. Одним из первых примеров таких накруток была страница «Может ли осел из Шрека набрать больше поклонников, чем Саркози?» на Facebook. Французский сегмент интернета таким образом попытался высмеять непопулярного президента. И ведь получилось: страница за 12 дней набрала 52 тыс. подписчиков, что на 5 тыс. больше, чем на тот момент имела страница Саркози. Спустя некоторое время также появились страницы-клоны, вроде «Может ли луковое кольцо набрать больше фанатов, чем Джастин Бибер?» и «Может ли огурчик набрать больше фанатов, чем группа Nickelback?». С разной степенью успешности такие группы просуществовали до 2011 года, после чего исчезли.

А вот от Бибера не отстали и в 2011-м. Тогда на YouTube вышел его совместный с Ludacris клип на песню Baby. И практически сразу стал самым задизлайканным видео хостинга. Всенародную нелюбовь к подростку-певцу не смогла перебить даже Ребекка Блэк, которая, кажется, записала клип на песню Friday в том же году исключительно в качестве пищи для хейтеров. Лишь недавно антирекорд Бибера пал в пользу ежегодного видео YouTube Rewind 2018, которое успело набрать 11 млн дизлайков.

В 2013 году пользователей соцсетей вынудили отвлечься от лайков и принять участие в первом крупном YouTube-флешмобе – Harlem Shake. Согласно условиям, нужно было не просто накрутить определенной странице большое количество подписчиков, а создать свое собственное уникальное видео. С зажигательными танцами под одну из популярных песен американского DJ Baauer. Всего было снято несколько тысяч видео с разных концов света. Сейчас подобные флешмобы с многочисленными видеоответами появляются чуть ли не каждый месяц, а тогда это было еще в новинку.

А вот в 2014 году флешмобы стали еще и полезными. Об Ice Bucket Challenge говорили на протяжении всего года. Пожалуй, это одна из самых массовых интернет-акций в истории. Участникам предлагалось облиться ледяной водой из ведра и «кинуть вызов» трем своим друзьям. Важным моментом было то, что каждый принявший вызов должен был перечислить любую сумму в фонд по исследованию бокового амиотрофического склероза, который до сих пор считается неизлечимым. Во флешмобе приняли участие многие известные люди, а одним из самых популярных стал ролик с нынешним президентом США Дональдом Трампом. Судя по старым комментариями, тогда американцы еще не считали его ужасным человеком.

Наконец, самым свежим (до пришествия Яйца, конечно) случаем глобального интернет-флешмоба была война блогера PewDiePie и индийского канала T-Series. Долгое время швед занимал место самого популярного человека на YouTube с 70 млн подписчиков. Однако все изменилось с массовым распространением интернета в Индии. Среди миллиарда жителей страны нашлось уж слишком много тех, кто захотел слушать любимые песни на YouTube. Так T-Series начала догонять PewDiePie по подписчикам. 

По всему интернету моментально был брошен клич: нужно не дать хитрым индийцам захватить первое место. Призывы подписаться на шведского блогера вышли даже в «офлайн», но это уже совсем другая история. Всего за несколько недель на PewDiePie подписались несколько миллионов новых зрителей. Впрочем, YouTube-война не закончена и до сих пор: каналы разделяют всего несколько сотен тысяч подписчиков. Ежедневно в англоязычном интернете проводят онлайн-трансляции, где в режиме реального времени видно, как меняется количество зрителей у двух самых популярных каналов планеты. Кто первый дойдет до 100 млн – главная загадка 2019-го.

Так что пресловутое яйцо – еще не самый невероятный пример того, как легки на подъем пользователи интернета. Желание быть «вместе с потоком» двигает людей на самые нерациональные поступки. И лайк в Instagram в этом ключе выглядит наименьшим злом.