Любовь через маркетинг

SWOT — анализ

Можно ли найти любовь, используя научный подход? Автор — Марина Бутусова из COSMO, попыталась устроить личную жизнь по законам рыночных отношений. Посмотрим, что из этого получилось.

— Всё началось в субботу в баре, где моя подруга Настя, маркетолог по профессии и призванию пылко рассуждала о важности своего дела.

«Маркетинг, он во всём: этот коктейль, зимняя улица, любовь. Особенно любовь, — потрясает бокалом с «пина коладой» Настя. — Если бы ты разобралась, как он работает, давно бы заполучила идеального парня».

Подруга размахивает руками и подбивает меня на самый странный эксперимент в моей жизни — любовь через маркетинг. До этого отсутствие конверсий, таргетинга и прочих специальных понятий в моей жизни меня абсолютно не волновало, но я обещаю подружке на этой неделе поумерить скепсис и применить её теории к поиску бойфренда.

Мной было совершено четыре шага в поисках любви через маркетинг.

Целевая аудитория

Получив от Насти подробнейшие инструкции, я сажусь составлять «портрет целевой аудитории — ЦА, и по пунктам представляю нужного мне мужчину. Через полтора часа увлечённой работы получаю три убористо исписанных листа и настоящий приступ отчаяния: такого потрясающего парня попробуй найди!

Подруга прерывает мои стенания: половину пунктов она вымарывает как неважные. Я настаиваю, что любовь к луку принципиальна для счастья, но Настю не одолеть. Еще 40% характеристик вычеркиваются как недоступные для проверки на стадии знакомства. Тут я соглашаюсь: прямой вопрос о методах воспитания отвадит даже увлечённого поклонника.

Среда их обитания меня тоже озадачила: водятся такие мужчины в красивых бизнес — центрах и на международных форумах разного толка. Вечера в будни коротают на работе или на затянувшихся деловых встречах.

Расслабляются в хороших барах с друзьями или, например, на тренировке по боксу. Заглядывают на выставки и другие культурные мероприятия. Если мы и пересечёмся, то лишь здесь. Список из 30 пунктов я сохранила, ведь в процессе составления много узнала о себе и своих ожиданиях. Пожалуй, эти открытия уже не из области маркетинга, ну и что!

Обзор рынка

Вообще описание целевой аудитории необходимо хотя бы затем, чтобы понять, что этой ЦА нравится. Иными словами: для проведения анализа конкурентов, вернее конкуренток. Я честно пытаюсь найти общие черты в подругах и жёнах мужчин, которые соответствуют портрету.

Выходит, им нравятся симпатичные, образованные, неглупые, увлечённые собственным делом и способные на заботу о партнёре девушки.

«Настя, мы занимаемся фигнёй! — не выдерживаю я. — Портрет конкурентки получился ещё более общим, чем портрет аудитории.

И я под него, кстати, тоже подхожу, но где же тогда моё личное счастье?»

Настя озадачена: с лаками для ногтей и кофеварками получалось лучше. Но присутствия духа подруга не теряет, уверяя, что счастье вот — вот будет, потому что мы подошли к главному — к SWOT — анализу, который точно всё прояснит.

SWOT — анализ

SWOT — анализ — это метод оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на успех бренда, на мой успех. На данном этапе я должна определить свои сильные и слабые стороны, а также зоны роста и угрозы.

В руководствах типа «Маркетинг для чайников» найдется, вероятно, не одна тысяча вариантов таких раскладок, но нигде не упоминается, что одна и та же черта может быть сильной и одновременно угрожать успеху. Вот в моём случае это пункт «Умею вести беседу и выражать своё мнение».

Вроде бы прекрасное свойство, спасибо любознательности и библиотеке им. Тургенева, где я проводила каникулы с 1-го класса по 11 -й.

Но мужчины тускнеют, скисают и находят предлог уйти, как только я без задней мысли их интеллектуально затмеваю.

Та же беда с эмпатией и отзывчивостью: из — за них я уже не раз ко второму свиданию оказывалась в роли доброй нянюшки. У кавалера обнаружились «тонкая душа» и «тяжёлый период», ну а мне не жалко поддержать приятного парня словом и бутербродом. И вот уже он с аппетитом обедает за мой счёт, в красках описывая трудное детство и чёрствость окружающих.

«А ты вроде ничего, одолжишь полтос на метро?»

В общем, мои «сильные стороны» при определённых обстоятельствах только форсировали провал. Кроме декольте — его можно считать безусловным достоинством.

Столбик со «слабыми сторонами» тоже озадачил. С удивлением я поняла: список отдаёт снобизмом.

«Я слишком уж хороша, чтобы искать вашего общества и пытаться понравиться!» — вот так его можно интерпретировать. Независимый и самодостаточный вид, с которым барышни вроде меня ходят по свету, не делает нас менее симпатичными по сравнению с девушками, которые заботятся о самопрезентации.
Но мы кажемся совершенно не заинтересованными. Этого достаточно, чтобы потенциальный «мужчина мечта» завёл знакомство не со мной, а с другой особой.

Пока мы с Настей в рамках работы над «недочётами» выбираем платье, обновляем маникюр и составляем план захвата «аудитории», я размышляю о пользе желания нравиться. Оно, конечно, не добавляет очков к эрудиции или эмпатии, но зато делает тебя женственном и манкой.

Итак, SWOT — анализ проведён.

Решено: втянуться в эту игру и искренне пытаться очаровать целевую аудиторию — вот что мне необходимо.

Полевые работы

Перед тем, как отправиться на поиски «своего» мужчины, получить свою любовь через маркетинг, мне пришлось изучить целевую аудиторию, конкурентов и сформировать уникальное предложение.

rinoc

Настя выпинывает меня, с новым маникюром и в строгом, но эффектно декольтированном платье, на культурный форум — искать кавалеров с высшим образованием и высоким достатком (всё по инструкции).

Первый же перерыв на кофе приносит мне знакомство с молодым доцентом. Декольте, видимо, работает, потому что мужчина суетится и шутит невпопад. Я не подтруниваю над его волнением, а улыбаюсь, хлопаю ресницами и «не замечаю» неловкости, то есть веду себя так, чтобы нравиться ему, а не себе, — чуть ли не впервые за 28 лет!

И нет, мы не договариваемся с доцентом о свидании — к большому неудовольствию Насти. Со следующим собеседником — тоже. Я сорок минут с огромным удовольствием слушаю рассказ о его научных исканиях. После чего прощаюсь и ухожу, ведь если за это время мой визави даже не попытался узнать, чем занимаюсь я, едва ли моя способность вникать в научные открытия и сопереживать в дальнейшем будет оценена по достоинству.

В тот день у меня случились ещё четыре знакомства с представителями ЦА. Нет, я не встретила любовь.

Но я и ни разу не поставила собеседников в неудобное положение своим «умничанием» или спонтанными порывами, а всё потому, что смиренно оттачивала урок: производи впечатление на кавалера, а не на себя.

Вечером в баре Настя будет сидеть с унылым видом: я как маркетинговый проект, с её точки зрения, провалилась.

Подруга повеселеет, лишь когда мы обменяемся номерами телефонов с кудрявым инженером Иваном.

Правда он выпадает из моей целевой аудитории: на четыре года моложе выбранной группы и пока не может похвастаться зарплатой с пятью нулями. Но приятный остроумный парень, и мы оба увлекаемся виндсерфингом.

Выводы. Вот что я поняла

Маркетинг не помог мне устроить личную жизнь. Однако наши с Настей неловкие упражнения по поиску суженого позволили мне увидеть себя с другой стороны.

А ещё напомнили, как всё — таки полезно иногда думать о другом человеке чуть больше, чем о себе.

Это простое знание можно было получить менее хитрым путем, но мне оно досталось именно так, и за это я благодарна эксперименту. Если кому — то маркетинговые инструменты позволят наладить отношения, то слава этим инструментам, но я предпочитаю старый добрый способ — быть собой.