Самостоятельность

samos

Еда

В рассказе Ю.Сотникова «Как я был самостоятельным» описана очень характерная ситуация: мальчик старшего дошкольного возраста впервые в жизни на несколько часов остаётся дома один. За это время он успевает испортить любимую игрушку, запачкать всю квартиру клеем и даже привести в дом живого козла! А всего-то и нужно было, что подмести пол, да разогреть обед.

Приучайте детей к самостоятельности с малых лет, не упуская того прекрасного момента, когда кроха стремится во всём вам подражать. Какие родители не тают от счастья, когда их карапуз, вчера умевший только ползать и сосать грудь, сегодня уже самостоятельно кушает, старательно орудуя ложкой с едой, чистит зубки, завязывает шнурки и одевается.

Еда — это праздник!

Первое самостоятельное дело, которое с удовольствием осваивают дети, — еда. Причём лучше приступать к обучению пораньше, где-то после 6 месяцев. Иначе на втором и тем более третьем году, в пик упрямства, ребёнок наотрез откажется учиться есть самостоятельно.

Важный совет — не запрещайте детям проводить самостоятельные эксперименты с едой — пюре, соками и кашами. Пусть еда превратится из обязательной повинности в увлекательную игру. В такой праздничной обстановке обучение пойдёт как по маслу.

Приобретите малышу красивый фартук и небьющуюся тарелочку, детский стульчик должен стоять в удобном месте (желательно подальше от стен с маркими обоями) и заранее дайте себе настрой на то, что путь к самостоятельности не будет усыпан розами.

Перед тем как перейти к еде, хорошо бы научить ребёнка пить не из соски, а из чашечки. Вручите малышу симпатичный поильник с носиком и 2 ручками. Умение крепко держать поильник в руках развивает моторику и самостоятельность, и подготавливает кроху к освоению других столовых приборов.

Хорошо, если первая чашечка вашего малыша будет яркой, с выразительным рисунком. Это опять — таки позволит создать нужное, праздничное настроение, которое должно сопровождать каждый приём еды.

В 6-8 месяцев можно попробовать дать ребёнку вместо поильника простую чашку с водой. И не криминал, если он опрокинет её на столик. Хорошим манерам будем учиться позже, сейчас важно получить от кормления максимум положительных эмоций.

В пособиях по уходу за ребёнком говорится, что десятимесячный малыш свободно пьёт из чашки. Но даже если это не так — не отчаивайтесь. Лиха беда начало! Постепенно он всему научится.

Оптимальный возраст для знакомства с ложкой — полгода. Больше всего ребёнку подойдут пластиковые или силиконовые ложки для еды, которые можно грызть. Не ждите от крохи сразу слишком многого. Вполне достаточно, если он для начала научится просто помешивать ложкой еду, например, пюре в баночке.

И еще стоит терпимо относиться к тому, что малышу обязательно понадобится залезть в тарелку руками: еда представляет собой интереснейший объект исследования! Для развития мелкой моторики идеально подходит вермишель, которую, кстати, любят есть (особенно руками) почти все крохи.

После года можно купить ребёнку специальную детскую вилочку. Ему будет интересен сам процесс, как на вилку цепляется еда.

Начните раскладывать еду по тарелочкам с фантазией. Изобразите на овсяной каше весёлых человечков, вырежьте специальной формочкой звездочки и сердечки из хлеба.

Примерно в это же время дети оценят возможность покормить едой с ложечки любимую игрушку. Пусть играют в своё удовольствие!

1,2-2 года — это переломный момент. Малыш уже может достаточно ловко есть ложкой, и его первоначальный интерес к ложке угасает. Родители должны перехватить инициативу и не докармливать едой постоянно ребёнка самим. Иначе он постоянно будут приставать к маме с просьбами покормить его.

В идеале к 2 годам ребёнок должен научиться есть самостоятельно. Двухлетние дети уже понимают толк в соревнованиях, так что их может подстегнуть фраза: «Посмотри, как папа кушает медленно, давай — ка папу обгоним!»

Вообще, семейная трапеза — лучший способ научиться всему тому, что умеют взрослые. Но только следите и за собой — избавляйтесь от вредных привычек читать за столом или смотреть телевизор. Дурной пример заразителен.

Некоторые крошки ни за что не хотят самостоятельно есть дома, а в детской компании с удовольствием начинают пить из чашечки и есть еду ложкой за обе щеки, глядя на других деток.

На горшок — и спать

В последнее время у системы доктора Спока, особенно у той те части, которая предписывает приучать детей к самостоятельному (без укачивания и укладывания в собственную постель) засыпанию с рождения, а к горшку — с полугода, находится много противников.

Основные резоны такие: совместный сон приводит к более теплым эмоциональным отношениям в семье и формирует у ребёнка чувство защищенности и психологического комфорта. Раннее приучение к горшку, когда поставленная задача явно сложнее понимания, может спровоцировать развитие комплекса неполноценности.

Прежде чем встать на ту или иную точку зрения, родителям необходимо ответить на существенный вопрос: готов ли я действовать в интересах ребёнка, отказываясь от собственных привычек? Малышу действительно намного приятнее спать рядом с вами и гораздо проще писать в подгузники. Но вот согласны ли вы просыпаться среди ночи от резкого пинка в бок маленькой ножкой (большинство детишек очень активно вертятся во сне) и в течение полутора — двух лет закупать в магазинах огромные упаковки подгузников?

Если нет, то экспериментов по совместному засыпанию лучше не ставить. Пару раз оказавшись в родительской постели, малыши уже ни в какую не хотят возвращаться к себе в кроватку.

Кроха не умеет самостоятельно засыпать? Вооружитесь терпением. В остальном — все индивидуально. И прежде всего продолжительность сна. К примеру, Маша — мама пятимесячного Саши была уверена, что без укачивания её сын ни за что не заснёт. Она строго следила за тем, чтобы сын спал именно столько, сколько положено ребёнку его возраста.

Но однажды к ним пришли гости, и период бодрствования Саши затянулся. Каково же было мамино удивление, когда сын вдруг закрыл глаза и начал похрапывать прямо в кресле — переноске! Оказалось, что рекомендованные педиатрами 16 часов сна для Максима — явный перебор.

Уснуть новорождённому крошке в своей кроватке часто помогают подушка н тёплая грелка. Жёсткий матрас, полезный для позвоночника, актуален лишь после полутора месяцев. До этого времени малышей можно укладывать на мягкое одеяльце или подушку, на которых свернуться почти так же удобно, как у мамочки в животике. А грелка, завёрнутая в полотенце, или грелка в форме мягкой игрушки создаст иллюзию маминой близости.

Чистить зубки большинству ребятишек не доставляет неприятных эмоций. Они ведь такие обезьянки: рассматривать себя в зеркале при чистке зубов — дело интереснейшее!

Объясните малышу, что чистить зубы надо обязательно. Примерно в год подарите ему первую зубную щётку. Это может быть специальная щёточка с рабочей частью из поролона.

Посадите ребёнка на колени, аккуратно почистите ему зубки, стараясь снять с них остатки пищи и налёт. Если вы чистите малышу зубки не щёточкой, а ватным тампоном, то не забудьте сначала смочить его кипячёной водой.

Когда ребёнку будет 2 года, учите малыша применять зубную щетку самому — проявить самостоятельность. Очень важно объяснить малышу, как правильно ухаживать за зубками, чтобы это вошло у малыша в привычку и стало обязательной частью ухода за собой.

Выберите мягкую детскую щёточку с толстой ручкой, например, в форме продолговатой игрушки, которую удобно держать в руке и можно погрызть. На первых порах малыши могут забывать чистить зубы. Контролировать их — ваша забота.

Шнурки и пуговки

Дети обожают шнурки, пуговки и застёжки. Но одно дело — иногда играть с этими занятными предметами и совсем другое — пользоваться ими регулярно. И тут полезно применить некоторые хитрости. Например, Зоя, мама трехгодовалой Даши, разделила весь процесс на 5 ступеней: надевание трусов, маечки, колгот, платья, туфель.

Затем взяла большой лист бумаги и нарисовала на нём таблицу (сверху дни недели, сбоку — трусики, маечки и всё остальное). Таблицу повесили на дверь детской.

Задание такое: утром, после того как мама положит все предметы гардероба на кровать, Даша должна без помощи взрослых одеться и выставить себе «плюсик» за каждую самостоятельно надетую вещь в соответствующей графе. Можно купить для этих целей красивые цветные наклейки. Собрав, допустим, десять наклеек, малыш получает приз — маленькую игрушку или лакомство.

Полезно практиковаться и на игрушках. Большинство детей сначала учатся одевать в собственные кофты, шапочки, штаны любимого мишку, а уж затем переходят к самостоятельности — самообслуживанию.

Сейчас много развивающих игрушек с пуговками и шнурками, которые вам очень даже пригодятся на этом этапе.

И ещё: раздеваться гораздо легче, чем одеваться. Освоив расстёгивание молний и липучек, малыш скоро научится и застёгивать их.

И, конечно, на любом этапе приучения малыша к самостоятельности можно задействовать сильно развитые у детей подражательные способности. «Делай, как я!» — говорит мама, и малыш с удовольствием повторяет её движения. И тогда он обязательно превратится к шести годам в самостоятельную и независимую личность, готовую поступить в первый класс. Дайте возможность детям проявлять самостоятельность.