Одиночество

Самостоятельность

Невозможно всю жизнь прятать ребёнка под маминым крылом. Минуты разлуки и одиночества будут постоянно. Каким образом приучать детей самостоятельно переносить одиночество без переживаний?

Все молодые мамы сталкиваются с этой проблемой: младенец совсем не оставляет свободного времени, более того — не даёт и на шаг отойти от себя. Чуть что — сразу в плач. «Всё, пропала моя жизнь… Похоже, больше я себе не принадлежу. Теперь одни пеленки да распашонки…» — промелькнёт в голове грустная мысль, когда малыш в очередной раз не позволит вам поговорить по телефону с подружкой. Да и как тут не грустить, ведь до рождения малыша казалось, что времени хватит на всё: и на любимого карапуза, и на себя, и даже на работу на дому. А вышло иначе.

Неудивительно, что, оказавшись в «плену» у собственного ребёнка, молодые мамы впадают в отчаяние. Дело в том, что они изначально воспринимают кроху как слабое существо, неспособное обойтись без родителя, не способного проявлять самостоятельность — и сами себя загоняют в ловушку. Не осознавая того, они приучают малыша требовать постоянного присутствия мамы, лишают его права на самостоятельность и… теряют это право сами.

А ведь чтобы избежать проблем, достаточно понять одну до банальности простую вещь: ребёнок, как и любой взрослый, в состоянии появить самостоятельность — побыть в одиночестве, заняв себя каким-либо делом.

Давайте сразу определимся, о чём пойдёт речь. Одиночество — это не всегда ощущение покинутости, брошенности, опустошенности, глубочайшей безнадёжности или невнимания со стороны окружающих. Это, если хотите, нормальное состояние психически здоровой личности. Ведь каждый проживает свою жизнь сам, один.

Тренинг одиночества

Негативный оттенок одиночество приобретает в тот момент, когда человеку болезненно не хватает общения и эмоциональных впечатлений.

Тогда-то и начинаются слезы, отчаяние, паника, появляется страх перед огромным — огромным — огромным и таким опасным миром. Допустим, для вас общение и эмоции — это встречи с друзьями и родственниками, разговоры по телефону, чтение книг и журналов, просмотр кино, деловые контакты и т. д. Для малыша — ваши слова, улыбка, прикосновения, голос.

Итак, всё оказалось проще простого. Теперь остаётся только решить эту систему уравнений, и вы оба — и мама, и любимое дитя научитесь жить полноценной самостоятельной жизнью. Как именно?

Предупреждайте у ребёнка привычку постоянно видеть вас рядом, дайте ему возможность проявлять самостоятельность. Малыш должен быть сыт, находиться в тепле, знать, что его любят. Удовлетворите эти его элементарные потребности — и кроха будет чувствовать себя комфортно. Но помните народную мудрость: посеешь привычку — пожнёшь характер.

И если с рождения вы избалуете малыша своим постоянным присутствием (даже когда основные потребности крохи удовлетворены), то, будьте уверены, эта привычка всегда иметь вас подле себя разовьется в новую потребность. Кстати, именно так и получаются маменькины сыночки и дочки. Повышенная забота не развивает у ребёнка самостоятельность, а только капризность и зависимость от взрослых.

Мозг вашего малыша сейчас как чистый лист, на который вы записываете «правила игры в жизнь». Все зависит от вас, первых и важнейших воспитателей — родителей.

Внимание: кормление!

Новорождённый знает в окружающем мире только один объект — материнскую грудь. Чтобы у ребёнка не возникал страх одиночества и недоверие к миру, его мама должна очень тонко интуитивно чувствовать, когда нужно предлагать малышу грудь.

Очень важно кормить младенца по требованию, а не но расписанию. Именно во втором случае, при кормлении по времени, наиболее вероятно развитие у малютки искажённого представления об окружающей среде — он будет воспринимать её как злую и враждебную, а людей — как потенциальных предателей.

Включается защитный механизм: чтобы не голодать, нужно не отпускать от себя маму — кричать и плакать. Эти первые впечатления проецируются на всю дальнейшую жизнь маленького человека и грозят ему психологическими проблемами в будущем.

Как взрослый взрослому

Будьте мудрой и дальновидной. Попробуйте говорить с ребёнком как со взрослым другом. Без сюсюкания и уси — пусей, но и не впадая в крайности. Вы не обязаны быть с малышом скучной и подчёркнуто строгой дамой, словно на отчетно — выборном собрании — конечно, в материнском голосе должна чувствоваться теплота, но на дешёвые заигрывания наложите табу.

Что бы вы ни делали с крохой — купаете, одеваете, кормите и т. п. — всегда спокойным ровным голосом объясняйте ему свои действия. Например, вы собираетесь купать малыша и ставите греться воду — не поленитесь сообщить ребёнку: «Скоро мы с папой будем тебя купать, а потом ты ляжешь спать». Ну и что с того, что кроха не может ответить вам: «Хорошо, мамочка, я не против!»?

Хотя младенец и не умеет говорить, он отлично слышит вашу речь и постепенно начинает её понимать (как если бы вы слушали аудирование на иностранном языке, который изучаете).

Представьте себе, что ребёнок — это уменьшенная копия вас самой или мужа. Разве вам или ему понравилось бы, если б кто-то попытался искупать вас (накормить, одеть), даже не предупредив об этом?

Научите его играть самостоятельно

Идеальный возраст, когда малыша следует приучать к одиночеству — от рождения и до 2 лет.

Уже с шестимесячного возраста дети вполне могут развлекать себя проявив самостоятельность. «Почитать» книжку, «потанцевать» под приятную музыку, постучать по погремушкам или игрушке над кроваткой, теребить связанные узлами ткани разных фактур (или обычные носовые платочки), качать игрушку — неваляшку, махать ручками, рассматривать рисунок на обоях, тыкать пальчиком в прикрепленные над кроваткой рисунки, «петь» (водить голосом вверх — вниз на одном и том же звуке).

Придумайте весёлые игры, которые понравятся вашему малышу, повторите их вместе с ним несколько раз для «закрепления» самостоятельности — так, чтобы ребёнок играл один самостоятельно (возможно, на это понадобится пара дней, а может, и несколько недель сроки индивидуальны).

А теперь, разместив необходимые для забавы предметы возле крохи, начните весёлую игру, дождитесь, пока малыш подхватит инициативу, и скажите: «Поиграй немного один, хорошо? А я ненадолго выйду и скоро вернусь. Смотри, это ведь твоя любимая игрушка, правда?». Покиньте комнату на минутку. Малыш продолжил игру без вас? Отлично! Достигнут очень важный результат. Вернувшись, приласкайте ребёнка и похвалите за хорошее поведение.

Расхныкался и зовёт вас назад? Что ж, придется вам проявить креативность и придумать для малыша другую настолько интересную забаву, чтобы с ней наш любопытный малыш забыл обо всём на свете.

Помните об ещё одном правиле. Увеличивайте время своего отсутствия постепенно. И обязательно убедитесь в том, что все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости малыша. Никаких шнуров электроламп, утюгов, легко разламывающихся игрушек, острых, тяжёлых и больших или, наоборот, маленьких (таких, что можно проглотить) предметов поблизости быть не должно. Продумайте все неожиданности и сделайте комнату крохи максимально безопасной. Особенно если малыш уже ползает по комнате или пытается ходить.

Если оставить ребёнка одного в комнате вам всё равно боязно, поначалу делайте это, когда кроха крепко спит и включена радио — няня — устройство с микрофоном, которое донесёт до вас каждый шорох и даже дыхание ребёнка.

Прежде чем уйти, обязательно проследите за тем, чтобы ребёнок был сыт и одет в сухую одёжку. Скажите ему что- нибудь ласковое.

Вместо вас — подарок?

Ни в коем случае! Это золотое правило одинаково распространяется и на детей любого возраста, и даже на нашего супруга или родителей. С педагогической точки зрения, куда как правильней пообещать после вашего возвращения заняться каким — нибудь общим делом.

Не подменяйте любовь к себе игрушками и подобным» «бонусами». Малыш должен ждать не вашего подарка (ведь его можно сделать и забыть), а возобновления процесса эмоционального общения (это и называется любовью!).

Пусть ребёнок знает, что ждет его впереди, пусть проявляет самостоятельность — тогда расставание с мамой и одиночество не покажется таким грустным и страшным, каждая минута наполнится новым смыслом. Объясняйте крохе, чем займётесь, хотя бы на шаг вперёд. И в своё время, когда отведёте его в детский сад, избежите слёз и отчаянных детских истерик.

Что делать, если время упущено

Если тренировать одиночество вы начали слишком поздно и после расставания кроха отворачивается от вас, выказывая своё презрение и обиду, будьте терпеливы. А разве вы не пришли бы в ярость, оставь вас кто-либо беспомощным даже на 5 минут?

Но психика малыша намного более тонка и ранима, чем у взрослого, — как только малютка попадает в сложную ситуацию, его мозг отрицает предыдущий опыт и ищет новый выход из положения (Нет мамы — кормилицы? Жалко. А мне её не хватает.. Почему она не идёт, а? Мама! Ладно, забыли и не будем больше думать о ней. Подумаешь… А как же добыть еду? Может покричать, позвать кого-нибудь другого на помошь? Эй, люди, я есть хочу! Вот, явилась… А-а- а-а! Я на тебя зол, видишь? Просишь прошения? Но откуда я могу знать, что тебе теперь можно доверять? Господа, нет ли среди вас кого-нибудь другого, кто позаботится обо мне? Нет? Значит, всё — таки только мама?).

Победить отчуждённость и недоверие можно только любовью и лаской. Дарите крохе вдвое больше нежности к тепла, будьте трижды внимательней к нему и четырежды последовательней в приучении малютки к одиночеству!

Помните: во время «перевоспитания» малыш будет стараться подавить ваше желание оставить его хоть ненадолго одного (это в человеческой натуре — подчинять слишком покорных). Сейчас вы устанавливаете правила игры на всю жизнь, поэтому будьте добры, но настойчивы. И тогда вырастите здорового и счастливого самостоятельного человека.