Музыка

Музыкальные способности

Когда и как открывать малышу удивительный мир музыки, как развить музыкальные способности? Да прямо сейчас, несмотря на то, что он ещё и говорить-то не умеет.

Однажды папа закричал на всю квартиру: «Ура, наш сын запел!» Младенцу едва исполнилось семь месяцев — все домочадцы кинулись в детскую, где услышали? «Ла-ла-ла».

Так малыш заявил миру о том, что с ним пора начинать музыкальные занятия и развить музыкальные способности. Он действительно поёт очень самозабвенно, шлепая по кроватке ручками. Этот процесс ему нравится. Каждая песенка привлекает наше внимание, в связи с чем он быстро понял, что у него есть зрители, и запел ещё охотнее.

А на днях из детской раздались жуткие звуки. «Что случилось? Что с сыном?» — кричит мама из кухни. «Ничего. Всё нормально. Это он воет», — как ни в чём не бывало отзывается старшая дочка. «Упал? Ударился?» «Нет, мамочка, он не плачет, а воет, как волк, — песня у него такая».

Подобным образом малыш всё активнее демонстрирует нам свои музыкальные способности, с которыми нужно что-то делать. Ведь как говорит опытный педагог по скрипке центральной музыкальной школы Москвы, Л. Акейникова, «любые природные данные необходимо развивать».

Итак, мы приступили к делу. Во-первых, начали часто петь песни. Днём те, которые на ум приходят. Вечером — тихие, мелодичные колыбельные. Сама мама поёт не очень славно. Но дело не в том, чтобы пропеть чисто. Психологи утверждают: малышам для эмоционального развития необходимо слышать не только мамину речь, но и пение (даже если у неё нет ни музыкального голоса, ни слуха).

Таким образом ребёнок заряжается эмоционально и узнаёт, что люди не только говорят, смеются, чихают, но и в определённых случаях поют. Слушая наши песенки, малыш и сам начинает подпевать. Иногда мы включаемся с ним в игру (назовём её «повторялки»). Он ноет: «Ла-ла-ла» — мы несколько раз повторяем точно так же.

А потом задаём другой ритм. Малыш быстро понимает, во что с ним играют, подстраивается под наш ритм, смеётся. Поём то же самое низким голосом. Потом высоким. Чаще всего малыш быстро схватывает правила игры, пытается повторять за нами или же задаёт свою мелодию, тогда мы подстраиваемся под него.

Так малыш учится слышать, запоминать, повторять, следовать правилам. Согласитесь, все эти навыки важны не только для музыкального развития. Конечно, от такого малыша никто не требует попадать в ноты. Достаточно того, что он слышит — ноты бывают разные. И всё — таки иногда, когда малыш поёт сам с собой, он уже пытается интонировать (петь не на одной ноте).

А однажды, по мнению папы, малыш исполнял песню афроштрихами, которые не каждому взрослому под силу. Да и сам папа не смог толком изобразить, какими такими штрихами пел малыш и как это всё звучало.

Отдай — ка скрипку

Малышок любит, когда мы включаем музыку. Спокойную классическую и специальные детские подборки. Под музыку он тоже начинает петь. Но пожалуй, любимые у него — репетиции, когда старшая сестра берёт свою скрипочку и начинает с помощью смычка извлекать из неё звуки. Папа не выдерживает: «Ну какая же это «В лесу родилась ёлочка»? Не узнаю! Больше похоже на саундтрек к фильму ужасов». Зато маленькому братику нравится — он замирает и слушает. Или пританцовывает. Или хватается за ногу сестрёнки и с капризами тянется вверх, что означает: «Отдай скрипку! Я тоже хочу!»

Кстати, интерес к живому звуку мы интуитивно используем с первых дней малыша. Как только он без повода закапризничает, папа (музыкант) садится за барабанную установку — кроху эти ритмы успокаивают. Ему становится интересно, он замирает, смотрит, как движутся барабанные палочки, и слушает. Поскольку барабаны у папы электронные, звучит установка тихо. Папа надевает наушники и с удовольствием совмещает два дела — успокаивает кроху и репетирует. Так же использует гитару.

Некоторые специалисты по музыкальному развитию считают, что детей с самого начала должны окружать не игрушечные, а настоящие музыкальные инструменты. Дескать, крохе нужно качественное звучание для развития музыкальных способностей.

Настоящие инструменты — это и в самом деле хорошо. Малыш играет с барабанными палочками, пощипывает струны гитары и детской скрипочки. Дочкин синтезатор с появлением ребёнка переместился жить на пол. Как только малыш играет в детской, синтезатор включаем.

Захотелось — в любой момент можно поползать по клавиатуре, нажать на клавиши, потрогать кнопочки. Складывается впечатление, что кнопочки наш музыкант нажимает уже не хаотично, а вполне осознанно. По крайней мере, он часто включает забитые на синтезаторе стили, а я кричу, чтобы дочка их немедленно выключила. Не нравятся мне нудные мелодии, звучащие из синтезатора, как из магнитофона, другое дело, когда дети сами извлекают музыку.

Однако не у всех малышей родственники — музыканты. И не у всех есть дома настоящие инструменты. А уж покупать их специально для новорождённого, на мой взгляд, лишнее. Есть у нас помимо перечисленных инструментов настоящие фисгармония, баян и флейта. Но ничуть не хуже их старая игрушечная дудочка.
Именно на ней малыш в восемь месяцев научился дудеть и до сих пор делает это с удовольствием.

Вряд ли от таких занятий пострадает его музыкальный слух. Напротив, будут развиваться как слух, так и лёгкие крохи. При этом я знаю семьи, в которых есть настоящие музыкальные инструменты, но выдают их детям «по праздникам». Чтобы, не дай бог, не испортили, ведь стоят инструменты дорого. Такой подход ничего хорошего ребёнку нс даст.

Будет песенка

Когда окружающая среда пробудила у крохи интерес к музыке, можно ввести в его распорядок дня систематические занятия для развития музыкальных способностей.

Так как же развивать у малыша развить музыкальные способности — ритм, слух и координацию? Очень просто. Вот, к примеру, несложная и увлекательная игра «узнай инструмент». Подудите на дудочке, поиграйте на синтезаторе или пианино, потрогайте струны гитары, постучите по столу, как по барабану.

Пусть малыш повторит, если захочет (какой же малыш откажется от подобного интересного занятия?!). Так, кстати, он и на дудочке играть научится — будет дудеть в свое удовольствие и слух развивать. Пусть себе барабанит всем, что под руку подвернётся, — ложками, крышками и кастрюльками. Главное, чтобы под руки подворачивались нужные предметы.

Купите для крохи простенькие инструменты — бубен и колокольчик. Можно ежедневно петь одну и ту же песенку (детки любят повторения) и в одни и те же определённые моменты звенеть колокольчиком или бряцать бубном. Малыш будет запоминать, когда использовать инструмент. В результате развивается музыкальная память и ритм.

Затем начинаем простейшие занятия на синтезаторе. Клавиши слева изображают, как ходит медведь (низкие звуки), справа — как щебечут птички (высокие). А те, что посередине, копируют шаги зайчонка, лисички и волка.

Пройдёт совсем немного времени, и смышленый малыш будет сам показывать клавиши с высокими звуками: «Как поёт птичка?» И с низкими: «Как ходит мишка косолапый?»

Замечательно развивают ритм стихи, считалочки, попевки. Вы не знаете какие? Да вот же: «Лады — лады ладушки». Малыш слушает и хлопает в такт. Так он учится слышать и повторять ладошками ритмический рисунок.

Или расскажите ребёнку любое самое простое стихотворение, к примеру всем известную «Сороку — белобоку» Вот вам и ритмическое развитие.

Очень любят крохи рисовать под музыку. Достаём пальчиковые краски, большой лист бумаги (художника соответствующе одеваем или же, наоборот, раздеваем), включаем музыку Моцарта и вместе выводим красочные картины. Сначала можно просто водить пальчиком по бумаге в такт мелодии. А подрастёт художник и будет рисовать то, что услышит в музыке — вот метель завывает, а вот птички поют, мажорные или минорные сюжеты.

Потом можно и размяться. Пусть малыш изобразит вместе с мамой, кто живёт в мелодии. Высокие нотки звучат — мышка либо медведь, как они пищат или рычат, как ходят или бегают под музыку. Кстати, не стоит пугаться, что на все эти занятия нужно много времени, которого, как всегда, у мамы нет.

На подобные упражнения для развития музыкальных способностей можно выделить пять минут в день — уже будет несомненная польза. Да и специальное музыкальное образование для таких занятий родителям не потребуется. На самом деле нужно совсем немного усилий для того, чтобы вырастить талантливого или просто счастливого малыша. Ну что, попробуем?!

Мнение специалиста

Если мы хотим вырастить музыкального человека, какие данные ему необходимы? Когда, что и каким образом лучше в нём развивать музыкальные способности? Вот что говорит по этому поводу Л. Акейннкова.

— В первую очередь чувство ритма. Оно есть у всех детей от природы. Ещё древние люди могли постукивать, потряхивать предметы. А мелодия возникла несколько позже. Правда, вы должны помнить: если не развивать в малыше чувство ритма, оно уходит. Так что при приёме в музыкальную школу сначала смотрим на ритмические данные. Маленькие дети связками не владеют, поэтому могут и не спеть чисто, но если повторят ритм — шансы есть.

— А какую музыку нужно включать малышу, чтобы развить у него слух?

— Классическую. Именно она благотворно влияет на организм. При этом лучше выбрать лёгкую, успокаивающую, романтическую музыку. Очень подходит для малышей Моцарт. Экспрессивная музыка с частым барабанным ритмом возбуждает, вызывает хаотичные движения и негативно действует на психику младенцев.

— Как научить малыша чисто петь?

— На мой взгляд, дети начинают чисто петь, интонировать не раньше пяти лет. До этого возраста они просто не владеют голосовыми связками. У маленьких детей нет связи между звуком и слухом. Однако у малышей, с которыми занимаются музыкой, постепенно появляется звуковой анализ — попал в нотку, и это закрепилось, осталось в сознании.

— Если малыш слышит мелодию и подпевает «ла-ла-ла», его музыкальные данные при этом как-то развиваются?

— Конечно. Малыш прислушивается к окружающим и к себе. Так развивается его творческое мышление. Занятия музыкой, кстати, — лучшая подготовка к школе. Они развивают у детишек усидчивость, внимание, память.

А ещё в юном музыкальном даровании нужно развивать координацию. Очень способствует этому мелкая моторика. Для музыкантов необходима и раскоординация — когда одна рука делает одни движения, а другая — совсем иные. Раскоординировать свои движения порой сложно даже взрослым людям. Простейшее упражнение для раскоординации — похлопать одной рукой по предмету, когда вторая лежит неподвижно.

— Может ли малыш — левша в будущем стать хорошим музыкантом?

— Может, но ему придётся потрудиться больше, чем остальным. Хотя я и не сторонница переучивать леворуких детишек, но всё же правую руку развивать им необходимо. Для левши неплохо подойдёт игра на фортепиано, где нужна техничная левая рука.

Музыкант в пелёнках

Японец Шиничи Сузуки учит играть на скрипке двухлетних детей. Педагог — скрипач Людмила Акейникова обучает малышей с 2,5 лет. Однако мне кажется, что развивать музыкальные способности детей можно с самого рождения.

Для этого не обязательно водить новорождённых на занятия (хотя и такие уже существуют). Достаточно, чтобы малыша окружала музыкальная развивающая среда: чтобы в доме пели, звучала музыка, чтобы малыш мог извлекать звуки (пусть даже с помощью домашней утвари — ложек и крышек от кастрюль). И это уже замечательно.