Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры
Про профилактику и коррекцию, встречающихся нарушений речи у малышей рассказывает логопед клуба «Академия детства».
Речевые навыки, как и сама речь у малышей должна формироваться в его деятельности в познании мира, общения с окружающими, а полностью формируется примерно к 5 — 6- летнему возрасту.
Не мучайте понапрасну себя волнениями, но и не оставляйте этот вопрос без внимания.
Оказывайте постоянную помощь своей звёздочке в формировании правильной речи.
Игра — это основная формой обучения детей. Обязательны при развитии речи игры — инсценировки и маленькие театрализированные постановки, включая и пальчиковый театр.
В первые разы дети, скорее всего будут просто слушать, как речь персонажей сказок озвучивает родная мамочка, но затем у них появится желание самостоятельно говорить слова любимых героев.
Если ребёнок неправильно произносит слова, мягко побуждайте его к чистому произношению — проговаривайте слова с чёткой, даже излишней артикуляцией, чтобы малыш видел, как двигаются ваши губы и язык.
Ни в коем случае не сюсюкайте. Дети — великие имитаторы, и отучить кроху от «детского языка» будет потом очень сложно.
Также для профилактики и коррекции нарушений речи существует артикуляционная гимнастика — для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки.
Упражнения «Змейка», «Маятник», «Колесо».
На занятия артикуляционной гимнастикой нужно совсем немного времени — 5 — 7 минут в день, а проводить эту гимнастику можно в виде сказки или игры.
Лучше, если на первоначальном этапе малыш будет делать эти упражнения перед зеркалом — у взрослого навыки речи автоматизированы, а малышу необходимо понять и увидеть, как происходит рождение слова.
Дополнительно уровень развития речи зависит и от развития мелкой моторики у детей.
Регулярная тренировка пальчиков не только улучшает речевое развитие малыша, подготавливает его руку к владению письмом, но это самое лучшее средство, которое значительно повышает работоспособность коры детского головного мозга.
Мелкая моторика должна развиваться с использованием пальчиковых игр, регулярного массажа детских пальчиков и ладошек; игр — действий, используя игрушки и мелкие предметы: перекладывание по определённым категориям зёрнышек, каштанов, нанизывание на нитку пуговиц и подобные действия; изобразительной деятельности: пластилиновая лепка, создание аппликаций, раскрашивать книжки — раскраски; «бассейны» для пальчиков из круп и мелкозернистых предметов.