Арт — терапия

Психическое развитие ребёнка

Арт — терапией называется использование самых различных видов искусства в лечебно — профилактических и коррекционных целях в правильном психическом развитии ребёнка. Это одна из особых форм психотерапии, которая основывается на творческой деятельности.

Различные методики арт — терапии с успехом применяются для диагностики психического развития ребёнка и эмоционального состояния ребёнка, а также и для лечения многих заболеваний. Они обнаруживают в малыше скрытые способности, избавят от страхов, помогают разрешить внутренние конфликты.

Все методики арт — терапии очень подходят для детей. Арт — терапевт очень аккуратно и издалека настраивает малыша на диалог, постепенно создаст мостик доверия, и ребёнку гораздо проще будет поведать о том, что тревожит его.

Рисунок и скульптура

Рисование — самый распространённый вид арт — терапии. Это естественное для всех малышей занятие помогает точно идентифицировать состояние ребёнка, а также помочь ему справиться со многими комплексами и страхами.

Изотерапия — самый изученный метод, он даёт больше всего возможностей для психоанализа, для нормального психического развития ребёнка.

Определённые фигуры, изображённые крохой, цвета, которые он использует для своей картины, — всё это показывает, насколько малыш напряжён, что его тревожит, какие переживания он не может высказать словами.

Ребёнок изображает в красках свое настроение, любовь, рисует свой мир, выплёскивая на бумагу обиды и страхи.

После первого курса рисования и обсуждения картин с психологом постепенно вносит коррективы в своё творчество.

А ведь можно рисовать не только кистью или карандашами — как здорово лить или размешивать краску, а потом сложить лист бумаги пополам и посмотреть, какие узоры получатся. Или делать коллажи. Или обмакнуть пальцы в краску и удивляться, какие весёлые разноцветные отпечатки остаются на бумаге.

Методика рисования пальчиковыми красками применяется в работе с самыми маленькими.

Важно и непосредственное воздействие на ребёнка цвета, формы линий. Например, в странах каллиграфического письма — Китай, Япония, для лечения нервных расстройств и душевных потрясений, для правильного психического развития ребёнка давно применяют рисование иероглифов.

Лепка развивает мелкую моторику, внимательность, наблюдательность и усидчивость, а под руководством психотерапевта помогает корректировать многие заболевания и поведенческие отклонения, психическое развитие ребёнка, например снимает излишнюю «моторность», структурирует энергию ребёнка, направит её в правильное творческое русло.

Кроха может выбрать наиболее подходящий материал для творчества — это глина, пластилин, солёное тесто, воск.

Одна из интересных разновидностей скульптурной apт — терапии маскотерапия — эффективна в лечении различных страхов, даже неосознанных и пережитых ребёнком очень давно. Портрет маска становится негативным двойником малыша и после завершения работы остаётся в мастерской навсегда заброшенным.

Во время занятий ребёнок может выбрать — либо он сам создаст портрет — маску из пластилина или глины, либо это сделает врач.

Музыка и танцы

Если получится попасть с малышом на занятие к настоящему музыкотерапевту, вам повезло — эта профессия пока редка в нашей стране. Создатели великих мелодий — могучие целители, которые способны помочь крохе разобраться в своих чувствах и эмоциях.

Музыка по словам Бетховена, «высекающая огонь из человеческой души», поможет ребёнку снять стресс, отрегулировать речевые нарушения и отклонения в поведении, а зачастую и вовсе устраняет симптомы неврологических проблем.

Занятия мало напоминают классическое прослушивание музыкальных произведений, как это бывает в шкодах или садиках. Как правило, во время занятий музыкальной терапией малышу преподаются базовые музыкальные понятия в виде игровых образов. Например, семь нот это птички — сестрички, сидящие каждая на своей ветке (линии нотного стана), и у каждой птички свой голос — тон.

Дети путешествуют по сказочному лесу и узнают, как резвятся маленькие нотки и радуют лесных жителей своими песнями. Название остановок и героев сказок под стать всему тону занятия — волшебная страна Гармония, королева Мелодия, король Ритм, братья Диез и Бемолька, злая фея Какофония.

Есть методики, позволяющие заниматься музыкальной терапией с не совсем здоровыми детьми, малышами с задержкой психомоторного развития. Для них музыка это в первую очередь соответствующий фон для развития двигательных функций, для правильного психического развития ребёнка.

Разные музыкальные произведения создают нужную игровую среду для развития базовых двигательных навыков ребёнка — от простых к сложным. Используется и классическая, и народная, и характерная музыка, настраивающая малыша на движение.

Танец — эффективное средство выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализовать.

Занятия танцами помогают снять эмоциональное напряжение и увеличить подвижность ребёнка. Этот вид арт — терапии прекрасно подходит и для беременных, которые учатся расслабляться при помощи специальной дыхательной музыкальной гимнастики, а после с полузакрытыми глазами танцуют под музыку.

Будущие мамы убеждены: после занятий роды проходят быстрее и легче, ведь в течение всей беременности они тренируют мышцы и получают мощный энергетический заряд. Кроме того, происходит музыкальное и эстетическое воспитание малышей ещё в животе у мамы.

Есть и уроки танцев, предназначенных для профилактики и коррекции ортопедических проблем — плоскостопие, сколиоз. Согласитесь, это намного интереснее, чем занятия ЛФК.

Театротерапия

Сценическое искусство знакомит ребёнка с миром человеческих переживаний и отношений. Участие в театральной постановке даже для узкого круга зрителей вызывает в душе ребёнка эмоциональный отклик, погружает его в мир собственных переживаний.

Чувства здесь можно выразить не только словами, но и мимикой, жестами, движениями. Примеряя на себя различные образы, малыш обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.

Уметь выразить свои эмоции и понять переживания другого человека — одна из главных задач любого психокоррекционного воздействия для правильного психического развития ребёнка. И потом, кто может предсказать, что больше пригодится в жизни — знания по математике иди понимание других людей?

Занятия театротерапией проводятся во многих городах — как правило, при театральных кружках и в школах раннего развития.

Песочная терапия

Любимая у всех детишек игра с песком может стать основой для серьёзного анализа состояния малыша и лечения большого количества заболеваний — от задержки психического развития до лёгких форм аутизма.

Помогает песочная терапия и детям, пережившим однократный стресс — переход в другой садик, переезд на новое место жительства, болезнь кого-то из близких.

В этом направлении психотерапии используются особые целительные свойства песка и воды. В психологии считается, что при работе с песком и взрослый, и ребёнок получают возможность очень мягко проявлять внутреннее содержание своей личности и изменять его.

К тому же непосредственный контакт с песком замечательно развивает мелкую моторику ребёнка, его способность к концентрации внимания.

В ходе подобной работы психолог предлагает крохе поддон с чистым песком, ёмкость с водой и большое количество мелких игрушек, которые можно помещать в песочницу. Малышу предоставляется полная свобода самовыражения.

Психолог не направляет и не оценивает действия ребёнка, а только комментирует их и задаёт вопросы. Это помогает малышу постепенно развивать самоконтроль своих действий, осознавать и называть свои чувства, формировать связь между своими внутренними ощущениями и внешним повелением.

Это очень благоприятно сказывается на детках с эмоциональными проблемами, особенно на агрессивных, а также значительно успокаивает и помогает развить внимание гиперактивным непоседам.

Здесь малыш может проявить свои чувства, и что очень важно — «переиграть» травмировавшую его ситуацию. Поскольку он является главным творцом своего мира, то чувствует себя увереннее и в безопасности. Через несколько занятий отреагирования негативных эмоций кроха с помощью психолога постепенно переходит к более конструктивным действиям, буквально «строит» новый мир внутри, а затем и снаружи себя.

Основные составляющие занятия — это непосредственно песочница (прямоугольная, небесно — голубого цвета с мелким светлым песком), вода и большое количество игрушек всех групп, цветов, размеров и разновидностей.

Здесь представлены люди, животные, сказочные персонажи, здания, транспорт, просто мелкие предметы. Это необходимо, чтобы ребёнок мог точнее выстроить в песочнице свой персональный мир. От занятия к занятию его мир будет меняться.

В зависимости от того, что построил малыш, психолог делает вывод о его психическом развитии ребёнка, душевном состоянии и необходимости коррекции. Возможно, в начале встреч с песочным терапевтом, это будут две воюющие армии, затопленные водой, зато в конце курса реабилитации малыш с удовольствием построит красивый замок, символизирующий его душевное спокойствие и внутреннюю гармонию.

Сила сказки

Название «имаготерапия» происходит от слова «образ».

Главная задача методики — формирование правильного образа человека, окружающего мира или конкретной ситуации.

В основе занятий с самыми маленькими пациентами — сказки. Отсюда и адресованная малышам разновидность методики — сказкотерапия.

Строятся удивительные встречи по — разному. Например, на пересказе выбранной сказки или диалоге с психологом на основе определенного сказочного сюжета. Крохе предложат создать самостоятельную сказочную импровизацию или мини — постановку.

Конечная цель — эмоциональная поддержка ребёнка, формирование у него правильных представлений о том, что его окружает, укрепление чувства уверенности в себе и привитие навыков коллективного творчества.

Спектр показаний имаготерапии весьма широк и может быть рекомендован практически любому ребёнку.