Как отмечать праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Как отмечать праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Сегодня православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В традиции нашей церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Богородицы. Ее горячо любят, обращаются к ней за заступничеством, и верят, что она знает наши немощи и скорби. Матерь Божия остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божьим, Божьим Жилищем. Еще бы, ведь в ней впервые в истории соединился человек и Бог, произошло Боговоплощение в Иисусе Христе.

Для верующих сегодняшний праздник – это повод задуматься о той, без которой была бы невозможна земная жизнь Иисуса Христа, его пришествие в наш мир с целью спасти человечество. Ведь именно с Богородицы начался путь примирения человека с Богом, путь всего человечества к Спасению. 

Почему родители отдали Деву Марию в храм

По церковным преданиям, 4 декабря – это день, когда родители Девы Марии, святые праведные Иоаким и Анна привели маленькую, трехлетнюю дочку в Иерусалимский храм. Привели, чтобы оставить ее там жить, ведь они дали обет, что если Бог услышит их молитвы и подарит им ребенка, то они посвятят этого ребенка служению Господу. 

В нашей современной традиции трудно себе такое представить. Как это – своими руками отдать кому-то единственного ребенка, добровольно расстаться с ним? Однако, по словам ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института, священника Георгия Кочеткова, именно так в те ветхозаветные времена оправдывало семью и деторождение все общество. «В Ветхом Завете великий смысл деторождения заключался именно в том, что нужно было родить такое дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью, – говорит священник. – Это же мы видим, когда сама Дева Мария становится матерью Мессии-Христа. Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род, а не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. Сегодня человек обычно хочет продолжать в своих детях себя, что, конечно, совершенно языческое, эгоистическое представление о сути деторождения».

По преданию, когда Иоаким и Анна поставили свою трехлетнюю малышку на нижнюю ступеньку храма, она сама решительно отправилась в путешествие до самого верха ступеней, где ее ждал первосвященник Захария. Когда маленькая Дева Мария поднималась по ступеням Иерусалимского храма, еще никто не знал, что она сама – тоже будущий Храм Божий, место, где пребывает Бог!

Как случилось, что маленькую девочку ввели во святое святых 

Как отмечать праздник Введения во храм Пресвятой БогородицыФото: Википедия/общественное достояние

Предание, которое использует церковь, празднуя двунадесятый праздник Введения во храм пресвятой Богородицы, восходит к древнему христианскому апокрифу середины II века – Протоевангелию Иакова. Оно говорит о вещах с точки зрения исторической науки совершенно нереальных: маленькую девочку приводят в Храм, да еще и заводят в святое святых, куда никто кроме первосвященника – и то раз в год – не мог зайти.

«Чтобы понять смысл этого сюжета, который кому-то покажется фантастическим, нужно вспомнить, что для нас Богоматерь олицетворяет Церковь, то есть Божий народ, – говорит священник Георгий Кочетков. – Новый народ Христов, начатком которого является дева Мария, вводится во святое святых, где пребывала Шехина – этим термином обозначалась в иудаизме нетварная Божественная Слава, известная людям с ветхозаветных времен. Бог хочет разделить жизнь со своим народом, который и олицетворяет образ юной девы Марии. С ней он как бы вводит во Храм всех нас – и бывших до нас, и нынешних христиан, независимо от того, где они живут, кто они по своему положению или национальности, и тех, кто будет после нас на земле принадлежать народу Божьему».

В чем главный смысл праздника

«Церковный праздник надо, конечно, встречать в храме, поскольку важна сама атмосфера, важна совместная молитва, важно прикосновение к таинству Причастия», – сказала корреспонденту «МИР 24» педагог студии православной культуры «Вифлеемская звезда» Людмила Ершова. – А накануне детям хорошо рассказать о празднике, прочитать вместе с ними детскую Библию. Нужно поговорить с детьми о том, почему именно Дева Мария стала избранницей Бога, чем же Она была лучше всех девочек на земле. И вместе найти ответ: именно своей верой, верностью и преданностью воле Божьей, своей горячей и искренней любовью к Господу».

Когда мы вспоминаем о Пресвятой Богородице, для нас очень важно, что Церковь ее назвала той, которая была выше не только грешных людей, но и безгрешных ангелов. Она – «чествуемая превыше херувимов и славная несравненно более серафимов». Ничего больше Церковь не могла себе представить, как поставить человека выше всех ангельских чинов. 
В то время были праведники, пророки, гении, были и святые, в конце концов, ее родители. Но она стала большей, будучи совершенно убогой. Как говорится в церковных песнопениях Отец Небесный «призирает на убогость своей рабы». По словам Георгия Кочеткова, здесь слово «убогость» имеет и смысл «жить у Бога», и «истощение», «умаление». Она вообще ничего для себя не требовала, у нее ничего не было и ей ничего не было нужно. Это удивительное свойство, которое потом привело Церковь к выводу, что «Бог гордым противится, а смиренным и убогим даёт благодать». Те, кто хотят чего-то для себя в этом мире, в этой жизни, богатеют здесь, беднеют на небесах, они уже разрушают в себе то начало новозаветного откровения, которое позволяет нам во Христе и через Христа отдать Богу свое сердце и ничего не хотеть для себя, не иметь ничего своего. Это очень важно понять и прочувствовать в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Церковь особым образом проповедует качества нестяжания, целомудрия и послушания, — говорит священник Георгий Кочетков. — как содержание земного пути человека, который должен освободиться от всего ветхого: от ветхого родительства, представления о семье, о детях, о своем имуществе и жизни. Эти вещи невозможно понять по-новозаветному, не взирая на Божью Матерь, поэтому для нас так важно иметь ее образ в каждом храме и в каждом православном доме».