Кушать самостоятельно

Эксперименты с едой

Кушать самостоятельно? Это целая наука, которая дается малышу легко, если правильно подобрать первую посуду!

В популярных пособиях для родителей как кушать самостоятельно ребёнку пишут, что примерно к году ребёнок должен «уверенно держать в руках чашку с жидкостью, подносить шашку ко рту и пить. Удерживать ложку в кулачке, самостоятельно есть густую пищу, а к двум годам — и жидкую».

Почему тогда одни детки осваивают навыки самостоятельности и привыкают кушать самостоятельно на удивление рано, а вот другим это умение даётся с трудом? Нет ли в этом вины родителей?

Питьё — это серьёзно

Психологи утверждают: чем раньше ребёнок начинает совершать осознанные действия, тем успешнее развивается Его Величество Интеллект.

Поэтому учить малыша кушать самостоятельно нужно как можно раньше — едва он сам будет способен удерживать в ручках чашку и ложку.

Прежде чем перейти к еде, хорошо бы ребёнку научиться пить из чашечки. Для начала используйте кружки — непроливайки (так называемые поильники), которые, как пишут в сопроводительной инструкции, предназначены для малышей от 3,5 месяцев. Чем они хороши?

Небольшие дырочки, через которые льётся жидкость, не дадут крохе поперхнуться. А «носик» вызывает у крохи приятные ассоциации с маминой грудью.

В специализированных детских магазинах сейчас огромный выбор ярких поильников с выразительными рисунками. Выбирайте самый яркий и красивый из них: он создаст нужное праздничное настроение, которое в идеале должно сопровождать каждый приём пищи.
Пластиковые чашечки дли малышей к тому же снабжены двумя ручками.

Умение крепко держать поильник в руках хорошо развивает моторику и подготавливает кроху к освоению таких важных предметов, как ложка и вилка.

А если малыш вдруг уронит или бросит поильничек, что практически неизбежно, то он не разобьётся. Но всё же не давайте ребёнку играть поильником и переворачивать его. Пусть поймёт, что питье — занятие серьёзное и ответственное.

Тарелочка

Между пятым и шестым месяцами жизни вы ввели и рацион карапуза первый прикорм — овощное (фруктовое) пюре и кашку. Новую пищу можно попробовать и кушать по — новому. Однако дебютную дегустацию следует проводить без экспериментов с едой, а максимально корректно!

Усадите малыша к себе на колени, поддерживая его левой рукой под спинку. В правую руку возьмите ложку с кашей или пюре, и вложите её ребёнку в ротик: ведь 5-б-месячные дети ещё не умеют брать еду губами.

Поначалу у крохи мало что получится, да это и понятно. Ваш малыш может оказаться по уши вымазанным кашей. Лиха беда начало!

Первая настоящая чашка

В 6-8 месяцев попробуйте дать ребёнку вместо поильника обычную чашку с небольшим количеством воды или осветлённого сока. Подгадайте момент, когда малыш действительно захочет пить, иначе он просто может не понять, зачем ему дают такую красоту.

Он будет убеждён, что эта чудесная вещь предназначена для игры. Не страшно, если крошка опрокинет чашечку на столик и выпьет образовавшуюся лужицу. Именно так часто поступают наблюдательные дети из семей, где есть домашние животные.

Хорошим манерам он научится позже, сейчас же важно получить от кормления максимум положительных эмоций.

Но всё — таки показать правильный порядок действий будет нелишним: малыш ведь держит в руках чашку впервые, хотя и видел, как пользуются ею взрослые.

Когда кроха научится пить водичку или сок, не пролив содержимое чашки, можно постепенно увеличивать количество жидкости, налитой в посуду.

Не допускайте такой ошибки: некоторые родители, чтобы «не переводить ценные продукты», наливают малышу в чашку на первых порах исключительно воду. Это совсем не правильно, ребёнок может запутаться: он будет думать, что в чашке всегда вода, а в соске вкусный сок.

Ещё одна распространённая ошибка: родители наливают в чашку сразу много жидкости. А ведь крохе недолго и захлебнуться! Такой негативный опыт помешает делу.

Где моя ложечка

Оптимальный возраст для знакомства с ложкой, для того, чтобы начать кушать самостоятельно — полгода или чуть больше.

В этот период подойдут пластиковые, либо силиконовые ложки, которые вполне можно грызть без вреда для здоровья. А вот серебряные ложечки, подаренные нам родственниками и друзьями «на первый зубик», лучше пока не использовать, так как ими легко пораниться.

Если ваш малыш никак не хочет нести ложку прямо в ротик — не отчаивайтесь. В обучении самостоятельности главное последовательность и ненавязчивость.

Не запрещайте крохе рискованные (с точки зрения чересчур аккуратных родителей) эксперименты с едой. Пусть обед превратится из обязанности в увлекательную игру. Скажите малышу, что его любимый игрушечный медвежонок проголодался, и пора идти мыть ручки и кушать. Если кроха перед этим был увлечён игрой, то такая преамбула к обеду покажется ему продолжением столь приятного занятия.

Купите ребёнку симпатичный фартучек и небьющуюся тарелочку. Если малышу не нравится пластиковый передник, то используйте матерчатый. Некоторые мамы пришивают к такому фартучку специальный «карнизик», чтобы еда из ротика падала на него, а кроха оставался чистеньким. Или пусть малыш кушает голышом, конечно, если он закалённый и дома тепло.

Поставьте детский стульчик и удобное место (желательно подальше от стен с маркими обоями) и заранее настройтесь на то, что капля молока, или ложка каши на полу — это пустяки.

Часто дети в начале кормления едят с аппетитом, а потом начинают эксперименты с едой: выливать суп, стучать ложкой по тарелке. Если кроха потерял интерес к еде — уберите тарелку, вытрите ротик малыша, и скажите, что еда закончена.

Не превращайте трапезу ребёнка в шоу. Традиционное «За папу, за маму!», конечно, тоже может идти в ход. Но не увлекайтесь бесконечными рассказами и сказками, а то и театрализованными действами, сопровождающими каждый завтрак, обед и ужин.

Самостоятельные манипуляции с ложкой требуют от малыша большого напряжения. Он может быстро уставать. В этом случае докармливайте его сами.

Терпимо относитесь и к тому, что дети проводят эксперименты с едой — так и норовят залезть в тарелку руками: еду ведь интересно попробовать не только на зубок, но и на ощупь.

Переломный момент

После года можно купить ребёнку специальную детскую вилочку и начать с фантазией раскладывать еду по тарелочкам. К примеру, вареньем рисуя на манной кашей смешные рожицы.

Приблизительно в это же время дети оценят возможность покормить с ложечки любимую игрушку, что тоже необходимо поощрять.

Полтора — два года — это переломный момент. Ваш ребёнок уже умеет более — менее ловко пользоваться ложкой, и его первоначальный живой интерес к этому предмету несколько притупляется.

Если в таком возрасте родители не перехватят инициативу научить дитя кушать самостоятельно, ребёнок потом ещё долго будет приставать к маме с просьбой: «Покорми меня». Потому если раньше вы не форсировали обучение, то теперь делать это просто необходимо: после двух лет уже будет слишком поздно.

Едим по правилам

В идеале к двум гадам малыш должен научиться кушать самостоятельно и без экспериментов с едой. Кстати говоря, двухгодовалые дети ужасно любят всякие соревнования, так что копуш может подстегнуть фраза: «Смотри, как папа медленно ест, давай — ка его обгоним!».

К двум годам научите малыша не только пользоваться столовыми приборами, но и полному ритуалу приёма пищи: мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой.

Пусть прелюдией к застолью станет ритуал, где всё совершается и определённой строгой последовательности: моем руки с мылом, вытираем их полотенцем, а потом уже садимся за стол.

Ну а там и до правил хорошего тона недалеко. Малышам нравится изображать из себя маленьких принцев и принцесс с хорошими манерами, которые умеют кушать самостоятельно.

Процесс кормления стоит использовать и для общего развития крохи. Приступая к очередному блюду, назовите его. Обратите внимание на его цвет, форму и каково оно на вкус — сладкое, солёное, кислое. Отметьте свойства блюда: горячее, холодное, теплое.

Кстати, именно во время трапезы лучше всего учить ребёнка расположению предметов. Можно сказать так: «Машенька сидит за столом. Перед ним тарелка. Ложечка лежит справа. Мы возьмем ложечку в какую ручку?». Так малыш быстро освоит, где «право», а где — лево». Но соблюдайте во всём золотую середину: не очень нагружайте процесс еды развивающими занятиями и экспериментами с едой.

Не ждите от малыша сразу слишком многого. Вполне достаточно, если он для начала будет просто держать в руке ложечку и помешивать ею пюре или кашку. Для крошки и это — большое достижение. Обязательно скажите: «Какой молодец мой малыш, он сам кушает, совсем как взрослый!»

Памятка для родителей

Вот несколько практических советов связанных с обучением кушать самостоятельно:

  • Не кормите малыша, особенно белеющего, насильно.
  • Не запрещайте малышу эксперименты с едой.
  • Начиная с 6,5 месяцев, в каждое кормление давайте ребёнку ломтик белого хлеба или кусочек печенья: пусть обсасывает его.

    Позволяйте малышу есть самостоятельно и при этом помогайте ему, докармливайте сами, если он устал держать ложку.

  • Вовремя вводите в рацион малыша твёрдую пищу.
  • Приучайте кроху жевать.
  • Старайтесь сервировать стол и использовать привлекательные внешне и удобные столовые приборы.
  • Приглашайте ребёнка к столу, когда всё уже готово и достигло нужной температуры: не заставляйте кроху ждать и раздражаться.
  • Напевайте горячий суп в тарелку малыша заранее, чтобы он не обжёгся.
  • Во время кормления постарайтесь быть все время рядом с ребёнком: он может поперхнуться или захлебнуться.